СОДЕРЖАНИЕ
ПРОЕКТА
Основные
концептуальные положения проекта
Теоретико-методологическая
основа проектного исследования
Методологической и теоретической основой
исследования являются:
-
современные положения о становлении
базиса культуры личности дошкольника, личностно-ориентированном воспитании,
гармонизации системы отношений человека с миром (Е.В. Бодрова, В.В. Давыдов,
В.А. Петровский, Р.Б. Стеркина, В.С.Мерлин, А.А. Мелик-Пашаев, А.А. Бодалев,
В.А. Мясищев, Л.И.Божович и др.);
-
исследования в области психологии
эстетического и художественного восприятия (Б.С. Мейлах, П.М. Якобсон, О.Н.
Органова, Д.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, И.С. Левшина, Ю.Н. Петрова, Л.Н.
Столович, Л.С. Выготский, Т.В. Шуртакова, Е.М. Торошилова, Б.М.Неменский, Е.М.
Дукаревич);
-
результаты педагогических исследований
по формированию у дошкольников эстетического восприятия произведений искусства
и окружающей действительности (Н.А. Вершинина, Н.М. Зубарева, Т.С. Комарова,
Н.П. Сакулина, Р.А. Мирошкина, Л.В. Компанцева, P.M.Чумичева, Л.П. Стрелкова и
др.);
-
разработанная психологами теория
деятельности (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, С.Л.Рубинштейн).
Ведущая роль в становлении личности
ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере.
Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила
воздействия на него искусства – явления эмоционально-образного по своей сути.
Специфика искусства, различных его видов делают художественную деятельность
уникальным средством воспитания, обучения и развития детей.
ИСКУССТВОМ принято называть
специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая
представляет собой отражение окружающей действительности в художественных
образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация
такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ — образное
постижение действительности, представляющее ее во всей полноте и многообразии
ее характеристик и являющееся альтернативой понятийно-логическому постижению
действительности.
Специфика искусства как формы художественного
познания заключается в том, что:
·
во-первых, оно является образным и
наглядным.
Предмет искусства –
жизнь людей – чрезвычайно разнообразна и отражается в искусстве во всем своем
многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом
вымысла, тем не менее отражают действительность и всегда несут на себе
отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный
образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью
него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных
признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное
наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать
серьезное влияние на общественное сознание;
·
во-вторых, для художественного познания
характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а
также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов.
В литературе таким средством является слово, в живописи – цвет, в музыке – звук, в скульптуре – объемно-пространственные формы;
·
в-третьих, огромную роль в процессе
познания мира с помощью искусства играют воображение и фантазия познающего
субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно
недопустимым, например, в процессе научного познания. Если для ученого
средством познания мира являются теоретические построения и логические выводы,
то для деятеля искусства таким инструментом оказывается именно художественный
образ – рожденное воображением художника индивидуальное восприятие
действительности.
Взаимодействие ребёнка с искусством
рассматривается как смысловое общение с опорой на «язык» искусства. При этом
художественный образ понимается как «знак» для передачи эстетической
информации, специфический способ и форма отображения действительности в её
конкретных проявлениях, форма оценочного выражения мыслей, чувств и отношений,
а выразительность — как способность художественно реализовать свои отношения,
мысли и чувства.
Художественный образ аккумулирует
достижения ребёнка в познавательной, эстетической, эмоциональной и социальной
сферах. Это – тема большого исследования. В рамках данного проекта рассматривается
один аспект – художественный образ как эстетическое обобщение, связанное с
познанием ребёнком окружающего мира.
Умение видеть мир образно, в его живых
красках является частью любого творческого процесса. Развитие такого умения
происходит в дошкольном возрасте. И поэтому так важно не упустить момент, чтобы
расширить возможности ребенка к образному познанию окружающего, вызвать у него
интерес к творческой деятельности.
Дошкольник в своём эстетическом развитии
проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания
оригинального художественного образа адекватными изобразительно-выразительными
средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому
обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его
внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых,
передающих детям основы социальной и духовной культуры. Изучение
психологического механизма развития способности восприятия художественных
образов (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец) привело к выводу о взаимосвязи видимых
свойств образа с имеющимся у ребёнка эстетическим опытом (эстетической
апперцепцией). Полнота и точность образов восприятия зависят, в связи с этим,
от овладения детьми выразительными средствами (эстетическими эталонами),
которые ребёнок присваивает так же, как всю духовную культуру (Л.С. Выготский,
В.С. Мухина) и от уровня владения операциями по соотнесению их со свойствами
художественного объекта.
Первоначально действительность даётся
ребёнку в его конкретной деятельности и в ощущениях, имеющих чувственный
характер. Ощущения могут вызвать эмоциональную реакцию, волнение, ведущее за
собой переживание или ответное действие. Эстетическое впервые становится
осознанным переживанием, когда под влиянием эстетического ребёнок снова
вызывает в себе чувства и мысли, испытанные им к окружающей действительности, и
выдаёт их в качестве известных образных представлений. В результате «снимается»
предельная зависимость человека от окружающего мира, а также формируется
способность конструирования образов чувственного восприятия как представлений и
возможность целенаправленного изменения предметного мира. Эмоционально
окрашенная сфера восприятия и преобразования мира, принимая инактивную форму,
составляет ту широчайшую область, на основе которой у детей развивается
эстетическое чувство и, в конечном счёте, — эстетическое отношение к
окружающему миру.
Согласно данным психолого-педагогических
исследований, дошкольник открыт для восприятия и присвоения правил отношений с
окружающим миром (Б.Т. Лихачёв), главное из которых можно определить как
«родственное внимание к миру», «неотделение себя от внешней среды», «слитость с
нею» (А.А. Мелик-Пашаев). Наиболее характерная черта эстетического отношения
ребёнка дошкольного возраста — непосредственность заинтересованного
оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от
процессов восприятия, мышления и воображения; объединение впечатлений на
основании общего эмоционального тона.
Эстетическому отношению дошкольника
присущи особая зоркость и впечатлительность, отсутствие «иерархии» главного и
второстепенного, стремление оживить и «очеловечить» (наделить душой) всё
окружение. При этом эстетическое отношение (как и все прочие виды отношений)
характеризуется ситуативной мобильностью, легко меняется контрастно под
влиянием проходящего эмоционального состояния; тесно слито с поступком и
реакцией (В.М. Мясищев). Специфика формирования эстетического отношения на
этапе дошкольного детства определяется в первую очередь способами восприятия
мира ребёнком (А.В. Бакушинский) и обусловливается особенностями его
внутреннего мира — такими, как повышенная эмоциональная отзывчивость,
синкретичность мировосприятия, острота видения (О.Л. Некрасова-Каратаева);
глубина художественных впечатлений, обусловленная их первичностью и новизной
(К.Д. Ушинский); искренность, правдивость, содержательность, яркость,
красочность воспринимаемых и создаваемых образов; стремление к
экспериментированию при эстетическом освоении мира (Е.А. Флерина).
Становление художественного образа у
дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей
деятельности. Основной эффект реализуется в активном участии, а не в
созерцательном сопереживании. Основу эстетической активности при этом
составляет «сложная деятельность вчувствования», когда из предъявляемых внешних
впечатлений воспринимающий «путём вторичного творческого синтеза» сам строит и
создаёт эстетический объект. Сегодня вопрос о детском художественном творчестве
решается в смысле необычайной педагогической ценности. «Детское творчество
научает ребёнка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать
их и учит психику восхождению» (Л.С. Выготский), следовательно, оказывает самое
непосредственное влияние на развитие эстетического отношения. Основной
побудитель эстетической активности — стремление ребёнка к деятельному познанию
окружающего и его активному творческому отображению. Основу художественного
образа дошкольника составляют «три кита» — эмоциональность, интерес, активность
(Е.А. Флёрина).
Полноценное общее развитие ребёнка в
значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования
отечественных психологов показали, что большая часть трудностей, возникающих
перед детьми в 1-м классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью
восприятия. Познание мира ребёнком начинается с восприятия конкретных предметов
и явлений. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение —
строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.
Освоение знаний и умений во всех этих областях требует постоянного внимания к
внешним свойствам предметов. Ключевым показателем сформированности у ребёнка
специфически человеческого видения мира является не само по себе умение
ориентироваться (пусть даже – гибко и избирательно) на сенсорный эталон.
Таковым можно считать способность к созданию художественного изображения как
материализованного способа воображения и мышления формой, цветом, перспективой
и т.п. или к его осмысленному восприятию (В.Т. Кудрявцев).
Освоение цвета как средства
выразительности имеет свою динамику: от одноцветности через многоцветность к
освоению законов цветосочетаний. На каждом этапе дети осваивают конкретные
предметные действия, в результате чего складываются определённые компоненты
способности к цветоощущению: внешнее соединение отдельных цветов — развёрнутое
перцептивное их соединение (выделение отношений) — целостное совмещение
смыслообразующих цветовых отношений в образах воображения (содержательное
обобщение цветов). В изобразительной и художественно-декоративной деятельности
детей цвет выступает как подлинное средство выразительности в старшем
дошкольном возрасте.
Особо важным является вопрос о связи
сенсорного воспитания, осуществляемого при помощи специально разработанной
системы дидактических игр и упражнений (научная школа Л.А.Венгера), с сенсорным
воспитанием, проводимым в разных видах детского художественного творчества
(рисовании, лепке, аппликации, детском дизайне). Композиция, ритм, а также
связанные с ними темп и динамика являются побудителями и выразителями
эстетического отношения в художественной деятельности детей старшего
дошкольного возраста. В исследованиях природы эстетических чувств и генезиса
эстетического сознания высказано предположение о ритме как первооснове чувства
красоты. Эти данные подтверждают выводы А.В. Бакушинского об особенностях и
динамике чувства ритма в художественном творчестве детей. В современных
исследованиях по сенсорному воспитанию показаны возможности детей старшего
дошкольного возраста в освоении формы (Е.И. Корзакова, В.П. Сохина), цвета
(Л.В. Пантелеева), ритма (В.Ф. Котляр), симметрии (Е.С. Рогалева), пропорций
(В.В. Холмовская), длины (Т.В. Лаврентьева).
В современной эстетико-педагогической
литературе определены способности, необходимые для создания художественного
образа старшими дошкольниками: умение передавать обобщённую образность
предметов, эмоционально и эстетически осмысливать, сочетать форму и содержание.
Выявлены условия развития данных способностей: самостоятельный выбор детьми
художественно-выразительных средств (согласно замыслу); гармоничность цветового
решения в соответствии с темой и эмоциональным отношением к изображаемому;
зависимость изобразительных материалов и техники исполнения от характера
передаваемого образа. Так, например, в художественно-декоративной деятельности
необходимо овладение детьми стилизованностью изображения, конструктивностью
композиции, декоративностью колорита. Проанализирован стиль детского
художественного творчества, характеризующийся устойчивостью выразительных черт
в передаче образа и «большой динамикой малого опыта» (Е.А. Флёрина). Показана
«осмыслительная» роль речи в художественном развитии детей: до тех пор, пока
художественный образ не обозначен словом, он не осознаётся даже младшими
школьниками (А.А. Люблинская). Раскрыты средства и носители выразительности,
освоив которые, дети могут воспринимать и создавать художественные образы, а
именно: цвет, форма, композиция, ритм, симметрия, ассимметрия, динамика,
пропорции и т.д. Установлены показатели качества выразительного
(художественного) образа: нахождение адекватных изобразительно-выразительных
средств, индивидуальный почерк, соответствие детской продукции элементарным
художественным требованиям, а также сформулированы критерии выразительности
образов: эмоционально-личностное отношение к изображаемому, техническая
грамотность, изобразительная самостоятельность, оригинальность решения обобщённой
трактовки образа. Выделены стадии
освоения художественного образа: 1) подготовительная, заключающаяся в активном
«экспериментировании» и приобретении посредством этого знаний о материалах,
величинах, формах, пространственных расположениях и т.д.; 2) «возникновения
образа», на которой ребёнок воспринимает и самостоятельно создаёт выразительные
образы в разных видах художественной деятельности.
В ряде исследований (Г.Н. Пантелеев,
О.А. Соломенникова, Т.Я. Шпикалова) проанализированы возможности декоративно-прикладного
искусства в формировании выразительного образа. Установлено, что произведения
народного и декоративно-прикладного искусства доступны для восприятия и
художественного творчества детей по его мотивам благодаря уникальному
динамическому синтезу художественного образа и средств выразительности.
Дети старшего дошкольного возраста
осваивают образный «язык» изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Они способны видеть материал и его физические свойства (плотность, фактуру,
цвет), согласовывать форму и фактуру материала; подбирать цвет в соответствии с
замыслом и общей гаммой колорита; использовать стилизованные народные мотивы в
формопластике и декоре изделий. Взаимодействие ребёнка с искусством
рассматривается как смысловое общение с опорой на «язык» искусства. При этом
художественный образ понимается как «знак» для передачи эстетической
информации, специфический способ и форма отображения действительности в её
конкретных проявлениях, форма оценочного выражения мыслей, чувств и отношений,
а выразительность — как способность художественно реализовать свои отношения,
мысли и чувства.
Смысловая выразительность детских работ
обусловливается прежде всего спецификой знаний детей об окружающем мире и
пониманием особенностей того или иного вида искусства, а также умением
создавать образы по мотивам и в технике разных видов творчества. Детям старшего
дошкольного возраста доступно восприятие и создание обобщённых форм бытовых
предметов (посуда, одежда), игрушек, природных объектов (животных и растений) и
явлений (дождь, снегопад, радуга, дождливая погода), архитектурных сооружений,
сказочных существ, героев мультфильмов и человека (себя самого, родителей,
друзей и т.д.). Согласно концепции В.Т. Кудрявцева, центральным моментом работы
на всех возрастных этапах здесь становится развитие у детей умения выделять и
при помощи особых средств оформлять, воплощать в предметном материале
целостнообразующие (смыслообразующие) свойства создаваемых продуктов. Этим
предваряется решение конкретных изобразительных задач. Искусство и
аккумулированный в нём потенциал воображения является не просто средством
социализации «сырого», «натурального» аффекта, «общественной техникой чувств»,
как считал Л.С. Выготский, а содержит в себе механизм порождения «вершинных»
родовых человеческих переживаний. В.Т. Кудрявцев размышляет о том, что и
предпосылки, и развитые формы эстетической культуры ребёнка складываются в
процессе становления детского воображения. Этот процесс приобретает
содержательно обогащённую основу в рамках продуктивных видов деятельности. В
свою очередь, педагогический ресурс самих этих видов деятельности в плане
развития воображения возрастает по мере их ориентации на исторически
сложившиеся ценности художественно-эстетической культуры.
Психическое развитие ребёнка в
организованных формах культуросообразного (развивающего) образования и
спонтанных субкультурных формах совершаются не параллельно, а взаимосвязано
(Кудрявцев В.Т., Слободчиков В.И., Школяр Л.В.). Педагоги, в свою очередь,
рассматривают креативность как одну из базисных характеристик личности
ребёнка-дошкольника. Семилетний ребёнок способен к созданию нового рисунка,
конструкции, образа, фантазии, движения, которые отличаются оригинальностью,
вариативностью, гибкостью, подвижностью, субъективной новизной. Его
характеризует активная деятельностная позиция, готовность к творческим
решениям, любопытство, способность к формулировке вопросов и речевому
комментированию. Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер.
Это становится возможным на основе сформированной системы обобщённых
представлений и обобщённых способов действий.
Художественный образ лежит в основе
передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим
понятием в системе эстетических знаний. В сознании ребёнка выстраивается
образно-смысловая картина мира, которая служит специфическим средством его
интеграции в человеческую культуру.