Инновационный проект.

Познание ребенком художественного образа мира в процессе творческой деятельности

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Основные концептуальные положения проекта

Теоретико-методологическая основа проектного исследования

 

Методологической и теоретической основой исследования являются:

-     современные положения о становлении базиса культуры личности дошкольника, личностно-ориентированном воспитании, гармонизации системы отношений человека с миром (Е.В. Бодрова, В.В. Давыдов, В.А. Петровский, Р.Б. Стеркина, В.С.Мерлин, А.А. Мелик-Пашаев, А.А. Бодалев, В.А. Мясищев, Л.И.Божович и др.);

-     исследования в области психологии эстетического и художественного восприятия (Б.С. Мейлах, П.М. Якобсон, О.Н. Органова, Д.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, И.С. Левшина, Ю.Н. Петрова, Л.Н. Столович, Л.С. Выготский, Т.В. Шуртакова, Е.М. Торошилова, Б.М.Неменский, Е.М. Дукаревич);

-     результаты педагогических исследований по формированию у дошкольников эстетического восприятия произведений искусства и окружающей действительности (Н.А. Вершинина, Н.М. Зубарева, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Р.А. Мирошкина, Л.В. Компанцева, P.M.Чумичева, Л.П. Стрелкова и др.);

-     разработанная психологами теория деятельности (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, С.Л.Рубинштейн).

Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства – явления эмоционально-образного по своей сути. Специфика искусства, различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития детей.

ИСКУССТВОМ принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ — образное постижение действительности, представляющее ее во всей полноте и многообразии ее характеристик и являющееся альтернативой понятийно-логическому постижению действительности.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что:

·     во-первых, оно является образным и наглядным.

 

Предмет искусства – жизнь людей – чрезвычайно разнообразна и отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее отражают действительность и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание;

·     во-вторых, для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи –  цвет, в музыке –  звук, в скульптуре –  объемно-пространственные формы;

·     в-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играют воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания. Если для ученого средством познания мира являются теоретические построения и логические выводы, то для деятеля искусства таким инструментом оказывается именно художественный образ – рожденное воображением художника индивидуальное восприятие действительности.

Взаимодействие ребёнка с искусством рассматривается как смысловое общение с опорой на «язык» искусства. При этом художественный образ понимается как «знак» для передачи эстетической информации, специфический способ и форма отображения действительности в её конкретных проявлениях, форма оценочного выражения мыслей, чувств и отношений, а выразительность — как способность художественно реализовать свои отношения, мысли и чувства.

Художественный образ аккумулирует достижения ребёнка в познавательной, эстетической, эмоциональной и социальной сферах. Это – тема большого исследования. В рамках данного проекта рассматривается один аспект – художественный образ как эстетическое обобщение, связанное с познанием ребёнком окружающего мира.

Умение видеть мир образно, в его живых красках является частью любого творческого процесса. Развитие такого умения происходит в дошкольном возрасте. И поэтому так важно не упустить момент, чтобы расширить возможности ребенка к образному познанию окружающего, вызвать у него интерес к творческой деятельности.

Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального художественного образа адекватными изобразительно-выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры. Изучение психологического механизма развития способности восприятия художественных образов (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец) привело к выводу о взаимосвязи видимых свойств образа с имеющимся у ребёнка эстетическим опытом (эстетической апперцепцией). Полнота и точность образов восприятия зависят, в связи с этим, от овладения детьми выразительными средствами (эстетическими эталонами), которые ребёнок присваивает так же, как всю духовную культуру (Л.С. Выготский, В.С. Мухина) и от уровня владения операциями по соотнесению их со свойствами художественного объекта.

Первоначально действительность даётся ребёнку в его конкретной деятельности и в ощущениях, имеющих чувственный характер. Ощущения могут вызвать эмоциональную реакцию, волнение, ведущее за собой переживание или ответное действие. Эстетическое впервые становится осознанным переживанием, когда под влиянием эстетического ребёнок снова вызывает в себе чувства и мысли, испытанные им к окружающей действительности, и выдаёт их в качестве известных образных представлений. В результате «снимается» предельная зависимость человека от окружающего мира, а также формируется способность конструирования образов чувственного восприятия как представлений и возможность целенаправленного изменения предметного мира. Эмоционально окрашенная сфера восприятия и преобразования мира, принимая инактивную форму, составляет ту широчайшую область, на основе которой у детей развивается эстетическое чувство и, в конечном счёте, — эстетическое отношение к окружающему миру.

Согласно данным психолого-педагогических исследований, дошкольник открыт для восприятия и присвоения правил отношений с окружающим миром (Б.Т. Лихачёв), главное из которых можно определить как «родственное внимание к миру», «неотделение себя от внешней среды», «слитость с нею» (А.А. Мелик-Пашаев). Наиболее характерная черта эстетического отношения ребёнка дошкольного возраста — непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения; объединение впечатлений на основании общего эмоционального тона.

Эстетическому отношению дошкольника присущи особая зоркость и впечатлительность, отсутствие «иерархии» главного и второстепенного, стремление оживить и «очеловечить» (наделить душой) всё окружение. При этом эстетическое отношение (как и все прочие виды отношений) характеризуется ситуативной мобильностью, легко меняется контрастно под влиянием проходящего эмоционального состояния; тесно слито с поступком и реакцией (В.М. Мясищев). Специфика формирования эстетического отношения на этапе дошкольного детства определяется в первую очередь способами восприятия мира ребёнком (А.В. Бакушинский) и обусловливается особенностями его внутреннего мира — такими, как повышенная эмоциональная отзывчивость, синкретичность мировосприятия, острота видения (О.Л. Некрасова-Каратаева); глубина художественных впечатлений, обусловленная их первичностью и новизной (К.Д. Ушинский); искренность, правдивость, содержательность, яркость, красочность воспринимаемых и создаваемых образов; стремление к экспериментированию при эстетическом освоении мира (Е.А. Флерина).

Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Основной эффект реализуется в активном участии, а не в созерцательном сопереживании. Основу эстетической активности при этом составляет «сложная деятельность вчувствования», когда из предъявляемых внешних впечатлений воспринимающий «путём вторичного творческого синтеза» сам строит и создаёт эстетический объект. Сегодня вопрос о детском художественном творчестве решается в смысле необычайной педагогической ценности. «Детское творчество научает ребёнка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению» (Л.С. Выготский), следовательно, оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения. Основной побудитель эстетической активности — стремление ребёнка к деятельному познанию окружающего и его активному творческому отображению. Основу художественного образа дошкольника составляют «три кита» — эмоциональность, интерес, активность (Е.А. Флёрина).

Полноценное общее развитие ребёнка в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования отечественных психологов показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в 1-м классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Познание мира ребёнком начинается с восприятия конкретных предметов и явлений. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Освоение знаний и умений во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов. Ключевым показателем сформированности у ребёнка специфически человеческого видения мира является не само по себе умение ориентироваться (пусть даже – гибко и избирательно) на сенсорный эталон. Таковым можно считать способность к созданию художественного изображения как материализованного способа воображения и мышления формой, цветом, перспективой и т.п. или к его осмысленному восприятию (В.Т. Кудрявцев).

Освоение цвета как средства выразительности имеет свою динамику: от одноцветности через многоцветность к освоению законов цветосочетаний. На каждом этапе дети осваивают конкретные предметные действия, в результате чего складываются определённые компоненты способности к цветоощущению: внешнее соединение отдельных цветов — развёрнутое перцептивное их соединение (выделение отношений) — целостное совмещение смыслообразующих цветовых отношений в образах воображения (содержательное обобщение цветов). В изобразительной и художественно-декоративной деятельности детей цвет выступает как подлинное средство выразительности в старшем дошкольном возрасте.

Особо важным является вопрос о связи сенсорного воспитания, осуществляемого при помощи специально разработанной системы дидактических игр и упражнений (научная школа Л.А.Венгера), с сенсорным воспитанием, проводимым в разных видах детского художественного творчества (рисовании, лепке, аппликации, детском дизайне). Композиция, ритм, а также связанные с ними темп и динамика являются побудителями и выразителями эстетического отношения в художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста. В исследованиях природы эстетических чувств и генезиса эстетического сознания высказано предположение о ритме как первооснове чувства красоты. Эти данные подтверждают выводы А.В. Бакушинского об особенностях и динамике чувства ритма в художественном творчестве детей. В современных исследованиях по сенсорному воспитанию показаны возможности детей старшего дошкольного возраста в освоении формы (Е.И. Корзакова, В.П. Сохина), цвета (Л.В. Пантелеева), ритма (В.Ф. Котляр), симметрии (Е.С. Рогалева), пропорций (В.В. Холмовская), длины (Т.В. Лаврентьева).

В современной эстетико-педагогической литературе определены способности, необходимые для создания художественного образа старшими дошкольниками: умение передавать обобщённую образность предметов, эмоционально и эстетически осмысливать, сочетать форму и содержание. Выявлены условия развития данных способностей: самостоятельный выбор детьми художественно-выразительных средств (согласно замыслу); гармоничность цветового решения в соответствии с темой и эмоциональным отношением к изображаемому; зависимость изобразительных материалов и техники исполнения от характера передаваемого образа. Так, например, в художественно-декоративной деятельности необходимо овладение детьми стилизованностью изображения, конструктивностью композиции, декоративностью колорита. Проанализирован стиль детского художественного творчества, характеризующийся устойчивостью выразительных черт в передаче образа и «большой динамикой малого опыта» (Е.А. Флёрина). Показана «осмыслительная» роль речи в художественном развитии детей: до тех пор, пока художественный образ не обозначен словом, он не осознаётся даже младшими школьниками (А.А. Люблинская). Раскрыты средства и носители выразительности, освоив которые, дети могут воспринимать и создавать художественные образы, а именно: цвет, форма, композиция, ритм, симметрия, ассимметрия, динамика, пропорции и т.д. Установлены показатели качества выразительного (художественного) образа: нахождение адекватных изобразительно-выразительных средств, индивидуальный почерк, соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям, а также сформулированы критерии выразительности образов: эмоционально-личностное отношение к изображаемому, техническая грамотность, изобразительная самостоятельность, оригинальность решения обобщённой трактовки образа.  Выделены стадии освоения художественного образа: 1) подготовительная, заключающаяся в активном «экспериментировании» и приобретении посредством этого знаний о материалах, величинах, формах, пространственных расположениях и т.д.; 2) «возникновения образа», на которой ребёнок воспринимает и самостоятельно создаёт выразительные образы в разных видах художественной деятельности.

В ряде исследований (Г.Н. Пантелеев, О.А. Соломенникова, Т.Я. Шпикалова) проанализированы возможности декоративно-прикладного искусства в формировании выразительного образа. Установлено, что произведения народного и декоративно-прикладного искусства доступны для восприятия и художественного творчества детей по его мотивам благодаря уникальному динамическому синтезу художественного образа и средств выразительности.

Дети старшего дошкольного возраста осваивают образный «язык» изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Они способны видеть материал и его физические свойства (плотность, фактуру, цвет), согласовывать форму и фактуру материала; подбирать цвет в соответствии с замыслом и общей гаммой колорита; использовать стилизованные народные мотивы в формопластике и декоре изделий. Взаимодействие ребёнка с искусством рассматривается как смысловое общение с опорой на «язык» искусства. При этом художественный образ понимается как «знак» для передачи эстетической информации, специфический способ и форма отображения действительности в её конкретных проявлениях, форма оценочного выражения мыслей, чувств и отношений, а выразительность — как способность художественно реализовать свои отношения, мысли и чувства.

Смысловая выразительность детских работ обусловливается прежде всего спецификой знаний детей об окружающем мире и пониманием особенностей того или иного вида искусства, а также умением создавать образы по мотивам и в технике разных видов творчества. Детям старшего дошкольного возраста доступно восприятие и создание обобщённых форм бытовых предметов (посуда, одежда), игрушек, природных объектов (животных и растений) и явлений (дождь, снегопад, радуга, дождливая погода), архитектурных сооружений, сказочных существ, героев мультфильмов и человека (себя самого, родителей, друзей и т.д.). Согласно концепции В.Т. Кудрявцева, центральным моментом работы на всех возрастных этапах здесь становится развитие у детей умения выделять и при помощи особых средств оформлять, воплощать в предметном материале целостнообразующие (смыслообразующие) свойства создаваемых продуктов. Этим предваряется решение конкретных изобразительных задач. Искусство и аккумулированный в нём потенциал воображения является не просто средством социализации «сырого», «натурального» аффекта, «общественной техникой чувств», как считал Л.С. Выготский, а содержит в себе механизм порождения «вершинных» родовых человеческих переживаний. В.Т. Кудрявцев размышляет о том, что и предпосылки, и развитые формы эстетической культуры ребёнка складываются в процессе становления детского воображения. Этот процесс приобретает содержательно обогащённую основу в рамках продуктивных видов деятельности. В свою очередь, педагогический ресурс самих этих видов деятельности в плане развития воображения возрастает по мере их ориентации на исторически сложившиеся ценности художественно-эстетической культуры.

Психическое развитие ребёнка в организованных формах культуросообразного (развивающего) образования и спонтанных субкультурных формах совершаются не параллельно, а взаимосвязано (Кудрявцев В.Т., Слободчиков В.И., Школяр Л.В.). Педагоги, в свою очередь, рассматривают креативность как одну из базисных характеристик личности ребёнка-дошкольника. Семилетний ребёнок способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, движения, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью, субъективной новизной. Его характеризует активная деятельностная позиция, готовность к творческим решениям, любопытство, способность к формулировке вопросов и речевому комментированию. Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер. Это становится возможным на основе сформированной системы обобщённых представлений и обобщённых способов действий.

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. В сознании ребёнка выстраивается образно-смысловая картина мира, которая служит специфическим средством его интеграции в человеческую культуру.

1
2
3
4
5
6
7


Copyright Seo-Bug © 2014 - 2015
[ Страница сгенерирована за 0.039 сек. ]