Инновационный проект.

Познание ребенком художественного образа мира в процессе творческой деятельности

Актуальность проекта.

На современном этапе, в связи с принятием Федерального государственного образовательного стандарта основной линией практической деятельности дошкольных образовательных организаций является концепция личностно-ориентированного образования культурологического типа (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, В.Т. Фоменко, Р.М. Чумичева и др.)

Формирование человека культуры – процесс длительный и сложный, начальный этап которого приходится на ранее детство. В раннем и дошкольном возрасте у каждого ребенка начинает складываться своя собственная картина окружающего мира, при этом каждому возрасту соответствуют свой набор знаний и методы их получения и усвоения. От того, насколько грамотно этот процесс будет организован взрослым (воспитателем, родителями), будет зависеть эффективность «вхождения» ребенка в культурное пространство, его мировидение  и мироощущение.

Чтобы осознать значение мира в своей жизни, необходимо сначала увидеть, то есть ощутить, услышать, обнаружить, разглядеть, и только потом – понять смысл и ценность этого мира. Формирование целостной картины мира у ребенка происходит в процессе восприятия информации посредством различных сенсорных каналов. Очень важно, чтобы педагог был готов знакомить ребенка с миром с помощью разнообразных средств.  Особое значение для интеллектуального и творческого развития ребенка имеет знакомство его со знаками и символами мира. Символы и знаки произведений искусства изменяют его представления о мире, воздействуют на сознание, стремления, цели.

Отечественными учеными доказано, что ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере (Л. С. Выготский, Б. М. Теплова, Е. А. Флерина, Н. П. Саккулина, Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Г. Г. Григорьева и др.). Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства – явления эмоционально-образного по своей сути. Специфика искусства, различных его видов делают художественно-творческую деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития детей.

Таким образом, становление детской картины мира как целостности определяет не только путь интеллектуального развития ребенка, но и обусловливает развитие его творческого потенциала, формирует способность воспринимать мир образно.

Все выше перечисленное позволяет говорить об актуальности темы инновационного проекта и его значении для современной педагогической практики, реализующей гуманистическую концепцию образования.

Это предопределило выбор темы проекта: «Познание ребенком художественного образа мира в процессе творческой деятельности».

Объект проекта – процесс познания ребенком художественного образа мира.

Предметпроектапедагогическое сопровождение процесса познания ребенкомхудожественного образа мира посредством вовлечения его в творческую деятельность.

Цель  проекта – обеспечить педагогическое сопровождение процесса познания ребенком художественного образа мира, на основе передаваемого ему эстетического опыта и собственной художественно-творческой деятельности.

Гипотеза проекта строится на предположении о том, что  становление детской картины мира как целостности определяет не только путь интеллектуального развития ребенка, но и обусловливает развитие его творческого потенциала, формирует способность воспринимать мир образно в том случаесли:

-       созданы педагогические условия для формирования художественного образа мира у дошкольников;

-       познание ребенком художественного образа мира организуется, как процесс восприятия информации посредством различных сенсорных каналов и ориентировано на становление системы личностных смыслов, ценностей, культурных способов познания ребенка;

-       художественно-образное освоение мира природы будет осуществляться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

-       ребенок выступает активным участником процесса познания за счет вовлечения его в различные виды художественно-творческой деятельности.

Задачи проекта:

ü Выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие формирование у дошкольников художественного образа мира.

ü Разработать программу педагогического сопровождения дошкольников в процессе познания художественного образа природы эффективность на практике в ДОУ.

ü Разработать перспективный план поэтапного включения дошкольников в процесс познания художественного образа мира посредством художественно-творческой деятельности.

ü Внедрить в практику работы современные технологии художественно-творческой деятельности, обеспечивающие познание дошкольниками целостной картины мир.

 

Методы работы: теоретический, сравнительно-сопоставительный анализ, систематизация фактов, периодических печатных изданий, психолого-педагогической и социологической литературы, классификация, наблюдение, беседа, анкетирование, обобщение педагогических фактов и явлений.

Новизна проекта заключается в разработке педагогических условий, отвечающих требованиям ФГОС и обеспечивающим культурологический  подход к образовательному процессу в дошкольном учреждении. Использование данного подхода позволяет таким образом организовать образовательную работу, что познавательная и художественно-эстетическая деятельность детей превращаются в творческий процесс.

Практическая значимость состоит в том, что будет представлена программа поэтапного педагогического сопровождения дошкольников в процесс познания художественного образа мира посредством художественно-творческой деятельности«Я вхожу в мир культуры и искусства», которая может быть использована как вариативная часть разделов «Познавательное развитие», и «Художественно-эстетическое развитие» в части основной образовательной программы, формируемой субъектами образовательных отношений.

1
2
3
4
5
6
7


Copyright Seo-Bug © 2014 - 2015
[ Страница сгенерирована за 0.103 сек. ]